Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Смоленской области

Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды

на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения  и сопутствующими

 товарами на территории Смоленской области

 

28.08.2014                                                                  Смоленское УФАС России

        

I. Общие положения

Исследование состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами проводилось в соответствии с пунктом 7.1  Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12,  Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и  Методическими рекомендациями по анализу  состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими  изделиями  и сопутствующими  товарами (письмо ФАС России от 19.02.2014 № АК/5633/14; далее – Методические рекомендации).

Целью проведения анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами и выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с  признаками, установленными статьей  5 Закона «О защите конкуренции» в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» (далее – Реестр), и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

В качестве источников исходной информации о товарном рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами использовались:

- сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;

- сведения из сводного реестра лицензий  Росздравнадзора;

  - сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по  розничной торговле лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами на территории Смоленской области;

   - государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон «Об обращении лекарственных средств»),

Федеральный  закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании),

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ),

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение о лицензировании),

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст (далее – ГОСТ Р 51304-2009),

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.07.2010 № 553н (далее - Приказ Минздравсоцразвития России № 553н),

Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности «ОК 034-2014» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2014), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007              № 329-ст,

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2014), утвержденный приказом Росстандарта России от 31.01.2014  № 14-ст,

- информация из сети Интернет и телефонных справочников,

-  данные ранее проведенных территориальными органами ФАС России исследований состояния конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами.   

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 Временной интервал исследования рынка определен таким образом, чтобы максимально учесть стабильность состава участников рынка в течение длительного периода, превышающего 1 год. 

Временной интервал исследования рынка определен двухлетним периодом: 2012 и  2013 годы (с 01.01.2012 по 31.12.2012 и с 01.01.2013 по 31.12.2013).

         III. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативно- правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Закона «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами,  их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона «Об обращении лекарственных средств», фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными                        в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации,                           и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона «Об обращении лекарственных средств», под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление                 и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

 В соответствии с пунктом 12  статьи 2 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»,  фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Приказом Минздравсоцразвития России № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

  1. Аптека:

- готовых лекарственных форм;

- производственная;

- производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2) Аптечный пункт.

  1. Аптечный киоск.

Таким образом, нормативно-правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя                 и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона «Об обращении лекарственных средств», аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы                и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы                       и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными                      и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

  • приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей и т.п.);
  • приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств и т.п.);
  • приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств и т.п.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 ГОСТа Р 51304-2009, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению),                    а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей                  и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести                         к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров                       и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В соответствии с  Общероссийским классификатором ОК 029-2014 деятельность  по розничной торговле лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами относится к разделу G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и  мотоциклов» классу 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» подклассу 47.7  «Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах» и группам:

 – 47.73 «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)» – эта группировка включает розничную торговлю лекарственными средствами);

– 47.74 «Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах»;

– 47.75 «Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах» – эта группировка включает розничную торговлю косметическими парфюмерными и товарами личной гигиены (коды 47.73,  47.74 и 47.75  ОКВЭД 2).

Согласно  Общероссийскому классификатору ОК 034-2014 лекарственные препараты,  изделия медицинского  назначения и сопутствующие  товары классифицированы в разделе С «Продукция обрабатывающих производств», класс 21  «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях», сопутствующие товары (косметические и парфюмерные товары) классифицированы в классе 20 «Вещества химические и продукты химические» подклассе 20.4 «Мыло и средства моющие, средства чистящие и полирующие, средства парфюмерные и косметические». Услуги по розничной торговле лекарственными препаратами, изделиями медицинского  назначения  и сопутствующими  товарами классифицированы в разделе G «Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и  мотоциклов» класс 47 «Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» подкласс 47.7  «Услуги по розничной торговле прочими товарами в специализированных магазинах» и группы:

 – 47.73 «Услуги по розничной торговле лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)»;

– 47.74 «Услуги по розничной торговле изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах»;

– 47.75 «Услуги по розничной торговле косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах»  (коды 47.73,  47.74 и 47.75  ОКПД 2).

В связи с изложенным, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (коды 47.73,  47.74 и 47.75  ОКВЭД 2 и ОКПД 2).

 

IV. Географические границы товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка, согласно пункту 4.5 Порядка, осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях, ограниченных:

- муниципальными районами;

- городскими округами.

В ходе исследования установлено, что потребители предпочитают приобретать лекарственные средства в аптечных организациях, расположенных в месте проживания (на территории города или муниципального образования), так как даже отсутствующий в данный момент в аптеке лекарственный препарат, можно заказать и его доставят в аптеку по месту нахождения покупателя. Покупателю будет невыгодно нести расходы, в т. ч. транспортные, связанные с поиском и приобретением лекарств на другой территории.  

Для целей анализа конкурентной среды рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами географические границы исследуемого рынка  определены как административные границы муниципальных образований  Смоленской области (24 муниципальных образований и 2 городских округа).

 

V. Состав хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке

Продавцами на данном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

В соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании, ведение сводного реестра лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. В соответствии с подпунктом в) пункта 3 Положения о лицензировании,  лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением лицензирования фармацевтической деятельности в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения).

В соответствии с информацией из сводного реестра лицензий  Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области, сведений Смоленскстата и из Единого государственного реестра юридических лиц,  Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и сведений, представленных непосредственно хозяйствующими субъектами,   в ходе анализа выявлено, что на территории муниципальных образований  и городских округов Смоленской области  деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012 и 2013 годах осуществляли 123 хозяйствующих субъекта. В  2012 году розничная торговля осуществлялась через 405 аптечных  организаций, а в 2013 году –   413 аптечных организации (данные приведены в таблице № 1 приложения 1).

Для хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих на рассматриваемом рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

В ходе анализа признаны две группы  лиц на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции», в совокупности состоящие из   следующих хозяйствующих субъектов:

1) группа лиц: ХС № 8 и ХС № 9 (Вяземский район);

2) группа лиц: ХС № 10, С № 9 и ХС № 11.

Покупателями на данном рынке являются в основном физические лица, если приобретается товар юридическим лицом, то конечным потребителем является физическое лицо. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

 

VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс. руб. с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке                                     в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала. При этом, в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами                      от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Товарооборот исследуемого рынка на территории Смоленской области (по имеющимся в  Смоленском УФАС России данным) за 2012 год составлял               <… > тыс. руб., за 2013 год – <…> тыс. руб. В 2013 году товарооборот увеличился на 18,9%, по отношению к товарообороту 2012 года. Данные по товарообороту каждого хозяйствующего субъекта и его доля в общем товарообороте на исследуемом товарном рынке в определенных географических границах за  2012  и  2013 годы приведены в таблице  № 2 приложения 1.

В ходе анализа были выявлены хозяйствующие субъекты, которые на исследуемом товарном рынке в определенных географических границах занимали доминирующее положение, так как их  положение на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке,  устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами занимали следующие хозяйствующие субъекты в установленных географических границах товарного рынка.

 

Примечание:  <… >  - сведения, составляющие коммерческую тайну

 

Муниципальное образование «Велижский район»

Доля ХС № 3 на исследуемом рынке в 2012 году  составляла <… > %, в 2013 году – <… > %. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»  ХС № 3 занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Велижский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Вяземский район»

Совокупная доля ХС № 4 <… >%,  ХС № 3 <… >%  и хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц в составе: ХС № 7 и ХС № 8 (<… > % и <… > %) в 2012  и 2013 годах  составляла более 65% соответственно. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%. На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», каждый из указанных хозяйствующих субъектов занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Гагаринский район»

Доля ХС № 4 в 2012 году и в 2013 году  составляла более 50%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» ХС № 4 занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Глинковский район»

Доля ХС № 1 в 2012 году составляла более 50%, а в 2013 году доля ХС  № 2 составлялаболее 75%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 1  в 2012 году, а в 2013 году ХС № 2  занимали доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Демидовский район»

Доля ХС № 2 в 2012 и 2013 годах составляла более 60%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции ХС № 2 в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Дорогобужский район»

Доля ХС № 3 в 2012 и 2013 годах составляла более 70%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 3 занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области.

Муниципальное  образование  «Духовщинский район»

Доля ХС № 1 в 2012  и 2013 годах  составляла более 50%.  На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 1  в 2012 и 2013 годах, занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области.

Муниципальное образования «Ельнинский район

Совокупная доля ХС № 6 и ХС № 1 в 2012 и 2013 годах составляла  более 75%. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%. На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», каждый из указанных хозяйствующих субъектов занимал доминирующее положение на исследуемом рынке услуг в географических границах муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Ершичский район»

Совокупная доля ХС № 2 и ХС № 1в 2012 и 2013 годах  составляла более  60%. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%. На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», каждый из указанных хозяйствующих субъектов занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Ершичский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Кардымовский район»

Совокупная доля ХС № 4 и  ХС № 1  в 2012 и 2013 годах  составляла более 85%. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%. На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», каждый из указанных хозяйствующих субъектов в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Монастырщинский район»

Доля ХС № 1 в 2012 и 2013годах составляла более 75%. На основании части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 1 занимал в 2012 и 2013 годах доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Новодугинский район»

Доля ХС № 1 в 2012 и 2013 годах составляла более 85%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 1 занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Новодугинский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Починковский район»

Доля ХС № 5  в 2012 и 2013годах  составляла около 50%. На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 5 в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Починковский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Рославльский район»

Совокупная доля ХС № 5,  ХС № 3,  ХС № 2, ХС № 6 и  ХС № 7в 2012 и 2013 годах составляла более 85%. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%. На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», каждый из указанных хозяйствующих субъектов в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Руднянский район»

Совокупная доля ХС № 1 и ХС № 4 в 2012 и 2013 годах составляла более 75%. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%. На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»,  каждый из указанных хозяйствующих субъектов в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Сафоновский район»

Совокупная доляХС № 5, ХС № 3 и ХС № 1 в 2012 и 2013 годах составляла более 85%. Согласно пункту 6.6 Порядка, доли, занимаемые хозяйствующими субъектами на исследуемом рынке считаются стабильными, так как в течение длительного периода (двух лет) их доли изменились менее чем на 10%. На основании части 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», каждый из указанных хозяйствующих субъектов  занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Смоленский район»

Доля ХС № 1  в 2012 и в 2013 годах составляла около 53%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» в 2012 году и пункта 2  части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» в 2013 году, ХС № 1 занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Сычевский район»

Доля ХС № 2 в 2012 году составляла  более 40%, в 2013 году более 35%. На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС  № 2  в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Темкинский район»

Доля ХС № 3  в  2012 и в 2013 году составляла более 65%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 3 в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Угранский район»

Доля ХС № 1в 2012 и в  2013 годах составляла более 50%. На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 1 в 2012 и 2013 годах занимало доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Угранский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Хиславичский район»

Доля ХС № 1 в 2012 году составляла   100%, в 2013 году – более 95%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 1 в 2012 и 2013 годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Холм-Жирковский район»

Доля ХС № 1 в 2012 и 2013 годах составляла 100%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 1 в 2012 и 2013 годах занимало доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Холм-Жирковский район» Смоленской области.

Муниципальное образование «Шумячский район»

Доля ХС № 2 в 2012 и  в  2013 годах  составляла более 55%. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 2 в 2012 и 2013 годах занимало доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области.

Городской округ «город Смоленск

Всего было выявлено 41 хозяйствующий субъект, которые осуществляли деятельность на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования городской округ «город Смоленск» Смоленской области. Доля ХС № 5 в 2012 и в 2013 годах  составляла около 25%. Доля ХС   № 5 в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась лишь на 1,97% и намного (более чем на 15%) превышает доли 10 конкурентов на исследуемом рынке (от 3% до 10%). У остальных 30 конкурентов доли на рынке составляли от 0,03% до 2,86%. Доля ОАО «Смоленск-Фармация» на рынке подвержена малозначительным изменениям относительно долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам.  Доступ на данный рынок новых конкурентов затруднен, в связи с тем, что количество аптек (33), действующих на территории города Смоленска, удовлетворяет спрос покупателей. ОАО «Смоленск-Фармация» имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на данном рынке, в силу того, что оно занимается оптовой и розничной реализацией лекарственных препаратов, имеет хорошо развитую розничную сеть, оснащено складскими помещениями для хранения лекарственных препаратов. Изменение цены лекарственных препаратов не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на лекарственные препараты. Учитывая изложенное, на основании части 6.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ХС № 5 в 2012 и 2013  годах занимал доминирующее положение на исследуемом рынке в географических границах муниципального образования городской округ «город Смоленск» Смоленской области.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  •  коэффициент рыночной концентрации (CR), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Показатели рыночной концентрации каждого муниципального образования и городского округа Смоленской области  за 2012 и  2013 годы на локальных рынках приведены в следующей таблице:

 

Показатели рыночной концентрации

2012 год

2013 год

Муниципальное образование «Велижский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

95,55%

93,21%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

4420,98

4758,09

Муниципальное образование «Вяземский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

80,47%

80,38%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

2470,09

2479,88

Муниципальное образование «Гагаринский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

84,34%

84,15%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3620,96

3598,4

Муниципальное образование «Глинковский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

5180,54

6355,27

Муниципальное образование «Демидовский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

4704,28

5211,21

Муниципальное образование «Дорогобужский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

6152,41

6014,27

Муниципальное образование «Духовщинский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

4501,91

7725,55

Муниципальное образование «Ельнинский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

79,51%

82,41%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

2391,17

2549,44

Муниципальное образование «Ершичский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

88,8%

72,25%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

2963,08

2620,79

Муниципальное образование «Кардымовский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

97,87%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

4091,31

6577,68

Муниципальное образование «Краснинский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

76,36%

65,53%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

2530,89

2121,84

Муниципальное образование «Монастырщинский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

7167,27

6570,79

Муниципальное образование «Новодугинский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

7441,92

7718,00

Муниципальное образование «Починковский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

90,74%

77,76%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3789,99

2794,1

Муниципальное образование «Рославльский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

65,34%

89,42%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

1913,87

1770,79

Муниципальное образование «Руднянский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

91,34%

86,47%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3263,55

3386,16

Муниципальное образование «Сафоновский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

93,58%

87,57%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3290,36

2814,6

Муниципальное образование «Смоленский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

94,89%

91,97%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3712,77

3039,09

Муниципальное образование «Сычевский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

94,27%

94,36%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3141,04

3076,32

Муниципальное образование «Темкинский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

5687,22

5133,21

Муниципальное образование «Угранский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

97,3%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

3723,56

3562,89

Муниципальное образование «Хилавичский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

10000

9387,13

Муниципальное образование «Холм-Жирковский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

10000

10000

Муниципальное образование «Шумячский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

5368,76

5147,57

Муниципальное образование «Ярцевский район»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

64,53%

63,87%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

1757,24

1826,71

Муниципальное образование «город Десногорск»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

74,24%

80,46%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

2128,67

2332,47

Городской округ «город Смоленск»

 

 

Коэффициент рыночной концентрации                                 CR3

43,69%

41,15%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана      HHI

1709,01

1537,43

 

 

Расчетные показатели концентрации анализируемых локальных рынков свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде рынок услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами во всех муниципальных образований Смоленской области, кроме рынка города Смоленска,   относились к рынкам с высоким уровнем концентрации (70%<CR3<=100%, 2000< HHI <=10000), а рынок города Смоленска относился к рынку с умеренным уровнем концентрации (45%<CR3<70%, 1000< HHI <2000).

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

         По мнению хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами существуют административные и экономические барьеры.

         Административные барьеры: условия лицензирования на осуществление фармацевтической деятельности, установление органами государственной власти субъекта Российской Федерации предельных торговых надбавок на лекарственные средства, обеспечение минимального ассортимента лекарственных препаратов, в соответствии с установленным перечнем на основании требований законодательства.

         Экономические барьеры: преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка из-за наличия старых хозяйственных связей с оптовыми поставщиками лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров; уже имеющиеся помещения для розничной реализации и хранения.

 

  IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

На рынке услуг розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами на территории Смоленской области, согласно информации, имеющейся в Смоленском УФАС России, в 2012 и 2013 годах осуществляли деятельность 123 хозяйствующих субъекта в 2012 году в 405 аптечных организациях, в 2013 году  в 417 аптечных организациях.       

Расчетные показатели уровня концентрации исследуемого рынка свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде рынок во всех муниципальных образованиях Смоленской области, кроме рынка города Смоленска, относился к рынку с высоким уровнем концентрации (70%<CR3<100%, 2000< HHI <10000), а рынок города Смоленска относился к рынку с умеренным уровнем концентрации (45%<CR3<70%, 1000< HHI <2000).