АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности)

 

27.02.2015                                                                                    Смоленское УФАС России

 

I. Общие положения

  Целью проведения анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний, в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность на территории Смоленской области.

Исследование состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) проводилось на основании приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016 годы», в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006           №  135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в         2015 году (письмо ФАС России от 25.12.2014 № АГ/53790/14).

В качестве источников исходной информации о розничном рынке электрической энергии (мощности) использовались:

- сведения Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике;

- сведения энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и субъектов генерации, осуществляющих свою деятельность на территории Смоленской области;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы:

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;           

Основные  положения функционирования розничных рынков  электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №  442;

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 09.04.2014      № 178 «О признании заявителя победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Смоленской области»;

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 23.05.2014      № 311 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика»;

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 06.06.2014  № 91 «Об определении границ зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Атомэнергосбыт» на территории Смоленской области»  (далее – Постановление Департамента    № 91);

Постановление Администрации Смоленской области от 28.04.2014 № 315 «Об утверждении программы «Развитие электроэнергетики Смоленской области» на 2015 – 2019 годы».

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2)  ОК 029-2014 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2014) и Общероссийский классификатор продукции по  видам экономической деятельности  (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2014), утвержденные приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст;

- информация из сети Интернет;

- данные ранее проведенных Смоленским УФАС России и другими антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности).      

 

II. Временной интервал исследования розничного рынка электроэнергии

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

       Временной интервал утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016 годы».

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) является 2014 год (с 01.01.2014 по 31.12.2014).

 

III. Продуктовые границы розничного рынка электроэнергии

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Субъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 Основных положений функционирования розничных рынков  электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства № 442),  субъектами розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги; гарантирующие поставщики;  энергосбытовые, энергоснабжающие организации; производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

В случае если организация - субъект розничного рынка совмещает деятельность по производству электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее продаже и (или) в установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике случаях совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче (энергоснабжающая организация), то к отношениям такой организации, связанным с осуществлением каждого из указанных видов деятельности, применяется документ Основные положения функционирования розничных рынков  электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства от 04.05.2012  № 442), в части, регулирующей соответствующий вид деятельности.

Гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в случаях приобретения ими электрической энергии (мощности) для собственных производственных нужд выступают как потребители.

Сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

Потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном Основными  положениями функционирования розничных рынков  электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442), у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Производители электрической энергии (мощности), не являющиеся субъектами розничных рынков, не вправе продавать на розничных рынках электрическую энергию (мощность), продажа которой, в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, возможна только на оптовом рынке.

Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, за исключением случаев, указанных в пунктах 58 и 59 Основных  положений функционирования розничных рынков  электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442), покупают электрическую энергию (мощность) на оптовом или розничных рынках с использованием тех же точек поставки, в которых ими осуществляется продажа электрической энергии (мощности) на розничном рынке обслуживаемым потребителям (покупателям).

Розничный рынок электрической энергии (мощности), согласно Общероссийскому классификатору ОК 029-2014, принадлежит к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром;  кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром;  кондиционирование воздуха», подклассу 35.1 «Производство, передача и распределение электроэнергии», группе 35.14  «Торговля электроэнергией» (код ОКВЭД2 - 35.14). Эта группировка включает продажу электроэнергии пользователю.

Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2014, услуги по торговле электроэнергией классифицированы в разделе D «Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха», классе 35 «Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха», подклассе 35.1 «Услуги по производству, передаче и распределению электроэнергии», группе 35.14  и подгруппе 35.14.1  «Услуги по торговле электроэнергией»,  подгруппе 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» (код ОКПД2 - 35.14.10). Эта группировка включает: услуги по продаже электроэнергии потребителям.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Следует отметить, что, поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

На основании изложенного продуктовыми границами товарного рынка определена электрическая энергия (мощность).

 

IV. Географические границы розничного рынка электроэнергии

Технологический процесс отпуска электрической энергии связан с использованием сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории, состоящей из устройств по передаче электроэнергии – объектов электросетевого хозяйства, таких как линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Это обстоятельство ограничивает возможность покупателей в приобретении электроэнергии у любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего продажу электроэнергии. Покупатель имеет реальную возможность приобрести рассматриваемый товар только у того продавца, у которого заключен договор на оказание услуги по передаче электроэнергии с сетевой организацией, к которой присоединен данный покупатель. Иначе покупателю необходимо либо самому заключить договор на оказание услуги по передаче электроэнергии с определенной сетевой организацией, либо он может поручить выбранной энергосбытовой организации (в т. ч. гарантирующему поставщику), заключить такой договор в его интересах.

В целях проведения данного исследования географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика на основании раздела XI Основных  положений функционирования розничных рынков  электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442).

Для организаций, являющихся участниками оптового рынка, зона деятельности определяется по точкам (группам точек) поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии. Для организаций, не являющихся участниками оптового рынка (приобретающих электоэнергию у гарантирующего поставщика), зона деятельности определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.

В период с  01.10.2013 до 31.05.2014   на территории Смоленской области действовал гарантирующий поставщик ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», зоной деятельности которого, в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25.09.2013 № 646 «О присвоении  статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации»,  являлись административные границы Смоленской области, за исключением зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Смоленской области.

С 01.06.2014 на территории Смоленской области гарантирующим поставщиком является ОАО «АтомЭнергоСбыт», в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт», зоной деятельности которого, в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23.05.2014 № 311 «О присвоении  статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации»,  являются административные границы Смоленской области, за исключением зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» (филиал «Центральный») на территории Смоленской области.

Зоной деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Оборонэнергосбыт», в лице Смоленского отделения филиала «Центральный», в соответствии с пунктом 2 Постановления Департамента       № 59, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании сетевым организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. На территории Смоленской области – это сетевая организация ОАО «Оборонэнерго» (местонахождение: 119160, г. Москва,  ул. Знаменка, д. 19), в лице Смоленского РЭС филиала «Верхневолжский» ОАО  «Оборонэнерго» (местонахождение: 70001, г. Тверь, 4-й пер. Красной Слободы, д. 3 Б), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию гарантирующим поставщиком ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице Смоленского отделения филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт».

Границами зоны деятельности энергосбытовых организаций Смоленской области являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию энергосбытовыми организациями.

Энергосбытовыми организациями  <…>    заключены договоры на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией <…>, которая действует на территории Смоленской области в лице филиала.

Таким образом, географическими границами розничного рынка электрической энергии (мощности) будут являться:

для гарантирующих поставщиков электрической энергии – административные границы Смоленской области.

для  энергосбытовых организаций Смоленской области – границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию энергосбытовыми организациями.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке электроэнергии

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность), и покупатели, приобретающие электрическую энергию у продавцов в пределах определенного временного интервала исследования.

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:

- розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

- потребители электрической энергии – лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

- потребители мощности – лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;

- энергосбытовые организации – организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

- гарантирующий поставщик электрической энергии (далее – гарантирующий поставщик) – коммерческая организация, обязанная в соответствии с принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В соответствии с информацией, полученной от Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и от гарантирующих поставщиков, в 2014 году на территории региона деятельность по розничной продаже электрической энергии (мощности) осуществляли всего 17 хозяйствующих субъектов: 3 гарантирующих поставщика и 13 энергосбытовых организаций,  1 субъект генерации – производитель электрической энергии (мощности), осуществлял продажу электрической энергии на розничном рынке.

 Хозяйствующими субъектами, осуществляющими  продажу электрической энергии только на оптовом рынке, являются 3 субъекта генерации – производители электрической энергии (мощности).

На территории Смоленской области потребители (покупатели) электрической энергии – это население, учреждения, предприятия и организации различных форм собственности, управляющие компании и т.п. 

Сбытовые надбавки, установлены гарантирующим поставщикам и независимым энергосбытовым организациям на территории Смоленской области и утвержденх постановлениями Департамента Смоленской области  по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 20.12.2013 № 741 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующему поставщику АО «АтомЭнергоСбыт» (на территории Смоленской области)», от 20.12.2013          № 742 № 37 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующему поставщику ОАО «Оборонэнергосбыт» (на территории Смоленской области)».

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

Расчет общего объема электрической энергии за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (кВт.ч).

Объем розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками и субъектами генерации), осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов приведены в таблице.

В 2014 году по объему розничной реализации электрической энергии (мощности) наибольшая доля составляла 45,67% – у АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт».  Однако, АО «АтомЭнергоСбыт» осуществляло деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах административных границ Смоленской области всего 6 месяцев: с 01.06.2014 по 31.12.2014, а в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (согласно пункту 2.1 Порядка), следовательно, положение АО «АтомЭнергоСбыт» на исследуемом рынке нельзя признать доминирующим.

 

VII. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как  сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Показатели рыночной концентрации

2014 год

Коэффициент рыночной концентрации                                      CR3

88,27%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана         HHI

3411,72

 

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2014 году розничный рынок электрической энергии (мощности) в географических границах административных границ Смоленской области относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<100%; 2000<HHI<10000).

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

Экономические барьеры для энергосбытовой организации незначительны, так как хозяйствующий субъект, имеющий заинтересованность в осуществлении деятельности на рынке купли – продажи электрической энергии, может осуществить вход на данный рынок без каких-либо крупных финансовых затрат.

Экономические барьеры для гарантирующего поставщика значительны, так как для участия в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика необходима большая сумма денежных средств для погашения кредиторской задолженности заменяемого гарантирующего поставщика.

Основной проблемой для нового продавца при его вхождении на рынок является отсутствие базы потребителей, следовательно новому продавцу придется понести серьезные затраты на ее приобретение.

Также существенные трудности создает необходимость получения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, предложение объемов которой ограничено и которая распределена между хозяйствующими субъектами, уже приобретавшими на оптовом рынке электрическую энергию (мощность).

Существующие барьеры входа на розничный рынок электрической энергии (мощности) относятся к труднопреодолимым.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии

В 2014 году на территории Смоленской области деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности) осуществляли 17 хозяйствующих субъектов, в том числе 3 гарантирующих поставщика.

Расчетные показатели концентрации анализируемого рынка свидетельствуют о том, что в 2014 году розничный рынок электрической энергии (мощности) относился к рынку с высококонцентрированной структурой (70%<CR3<=100%; 2000<HHI<10000). Исследуемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией. Тенденций к снижению уровня концентрации не отмечается. Существующие барьеры затрудняют вход хозяйствующих субъектов на исследуемый рынок.

Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах административных границ Смоленской области, в ходе проведенных исследований не выявлены.

 

X. Выводы и предложения

  В результате проведенных исследований конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах административных границ Смоленской области установлено следующее.

  • В 2014 году на оптовый рынок электрической энергии (мощности) вышли 3 гарантирующих поставщика и 5 энергосбытовых компании.
  • Смоленское УФАС России в 2014 году не обращалось в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству или купле-продаже электрической энергии.
  • Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утверждены Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 20.12.2013 № 744 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «МРСК» (на территории Смоленской области) и территориальными сетевыми организациями, индивидуальными предпринимателями».
  • Плата за технологическое присоединение в 2014 году утверждалась следующими постановлениями Департамента Смоленской области  по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике:  от 30.12.2013 № 765 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Центра» (на территории Смоленской области) на 2014 год», от  30.12.2013 № 766 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ОБОРОНЭНЕРГО» (Филиал «Верхневолжский») на 2014 год», от 30.12.2013 № 768  «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ЭЛС» на 2014 год», от 30.12.2013 № 767 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «РЖД» (на территории Смоленской области) на       2014 год»,  от 30.12.2013 № 763 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Государственного унитарного предприятия города Москвы «Литейно-прокатный завод» (производственный комплекс  г.  Ярцево) на 2014 год», от  30.12.2013 № 764 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Газпром энерго» (на территории Смоленской области) на 2014 год», от  08.05.2014 № 76  «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Горэлектро» на 2014 год», от  23.09.2014 № 144 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО « Смоленский Авиационный завод» на 2014 год» и от  17.12.2014 № 331 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Прогресс плюс» на 2014 год».