Анализ текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов

Анализ текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов

В соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы, Смоленское УФАС России на регулярной основе с 2007 года на территории региона осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты (моторное топливо) двух крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ПАО «НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт». Данные мониторингов анализируются на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при установлении цен на моторное топливо в регионе.

По результатам проводимого Смоленским УФАС России мониторинга выявлено, что ПАО «НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Центрнефтепродук» с апреля 2018 года систематически повышались розничные цены на моторное топливо.  Очередное повышение цен отмечено 22.05.2018.

Таким образом, на АЗС города Смоленска и Смоленской области на 25.05.2018 установлены следующие розничные цены:

АЗС ПАО «НК «Роснефть» – Смоленскнефтепродукт»:

АИ-92  -   40,50 руб./л.;

АИ-95  -   43,60 руб./л.;

ДТ            -      43,00 руб./л.;

АЗС ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»:

АИ-92     –     41,05 руб./л.;

АИ-95     –     44,45 руб./л.;

ДТ экто   –     43,27 руб./л..

В результате проведенной проверки по фактам повышения цен на моторное топливо на территории региона выявлено, что рост розничных цен на моторное топливо произошел на основании роста отпускных цен  предприятий-поставщиков, соответственно, роста закупочных цен. На территории  Смоленской области отсутствуют  нефтеперерабатывающие заводы, моторное топливо поступает из других регионов.

 При этом процент роста розничных и оптовых цен на моторное топливо значительно ниже процента роста закупочных цен на моторное топливо. Так, с начала 2018 года цены на АИ-92 увеличились в закупке на 27,1%, в рознице – на 6,6%, в опте – на 18,2%; на АИ-95 цены в закупке выросли на 22,5%, в рознице – на 6,3%, в опте – 14,5%; на дизельное топливо закупочные цены выросли на 20,3%, розничные – на 8,9%, оптовые – на 16,4%.

Необходимо отметить, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны.

Следует обратить внимание, что большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.

Кроме того, Федеральный законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации», установлено неоднократное увеличение налоговых ставок акцизов на моторное топливо:

- с 1 января 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 678 рублей за тонну (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (8,4%);

- с 1 июля 2018 года: на автомобильный бензин класса 5 на 679 рублей за тонну (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 рублей за тонну (7,7%).

За последние три года (2015-2017 гг.) происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых: с 1 января 2015 года на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%), с 1 января 2016 года на 91 рубль за тонну (11,8%), с 1 января 2017 года на 62 рубль за тонну (7,2%). Аналогичное повышение произошло и в 2018 году.

Таким образом, факторами, которые оказывают влияние на формирование цен на моторное топливо, являются: 

  • фискальная политика государства;
  • цены на нефтепродукты в крупнооптовом сегменте;
  • сезонный спрос на нефтепродукты;
  • динамика (рост) налоговой нагрузки;
  • динамика (рост) мировых цен;
  • рост отраслевых издержек;
  • профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
  • динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
  • условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).

В результате проводимых Смоленским УФАС России мероприятий на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства на территории Смоленской области, нарушений антимонопольного законодательства в части необоснованного установления цен на моторное топливо, не выявлено.

 

Для сведения: по данным Росстата, за прошедший 2017 год цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 на 7,20%, на дизельное топливо летнее на 5,47% и на авиационный керосин на 18,22%. В то время как в 2016 году цены на нефтепродукты существенно отставали от темпов инфляции. За прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уровню инфляции.

Наименование нефтепродукта

Средний показатель изменений цены за три года

В оптовом сегменте

ИПЦ

В розничном сегменте

Бензин автомобильный марки АИ-92

5,38%

6,87%

5,43%

Бензин автомобильный марки АИ-95

4,69%

5,11%

Дизельное топливо

6,46%

5,46%

Эта ситуация является характерной для последних десяти лет. По данным Росстата рост розничных цен начиная с декабря 2013 г. на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,43%, Аи-95 – 26,82%, дизельное топливо – 24,34%. При этом индекс потребительских цен вырос на 37,07%.

Ситуация 2018 года более сложная. За период с 31.12.17 по 14.05.18 по данным Росстата цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 3,5%, Аи-95 на 3,4%, на дизельное топливо летнее на 4,17% при росте инфляции на 1,2%.

Оптовые цены на бензин с декабря 2017 года по март 2018 года снизились, а на дизель оставались стабильными, создавая «подушку безопасности» для АЗС. С марта 2018 года цены начали расти вслед за ростом цен на мировых рынках и вслед за ростом акцизов. По состоянию 21.05.2018 оптовые цены на бензин превысили цены в рознице. При этом российские биржевые котировки и индексы внебиржевых цен ниже, чем цены сопоставимых зарубежных рынков.

Основными причинами роста цен на топливо являются рост налогов, рост мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.

Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.

В соответствии с Налоговым кодексом акцизы должны были вырасти с 2015 года по 2017 год на 5% на автомобильный бензин, на 15% на дизельное топливо. По факту в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо – в 2,2 раза.

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предпринимаются соответствующие меры, в том числе:

в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей;

в марте 2018 года в адрес ОАО «Сургутнефтегаз» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

в апреле 2018 года:

в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», АО «ФортеИнвест» и ОАО «ТАИФ-НК» направлены письма об исполнении правил поведения на организованных торгах, а также о неисполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений между ними и Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС России. Кроме того, в апреле 2018 года было выдано предупреждение в адрес ПАО «НК «Роснефть» о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей.

в адрес ООО НА «АТР» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ООО НА «АТР» М.Б. Турукалову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «РУАНТ», ООО «Консонанс», ООО «Фирма ТЭС», ООО «Кедр» и других организаций, осуществляющих свою деятельность на рынке нефтепродуктов Республики Крым по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

в середине апреля Минюстом России зарегистрированы изменения в Совместный приказ, согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов.

в мае 2018 года:

разработан проект внесения изменений в Совместный приказ в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных Совместным приказом в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%). Приказ проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru;

направлены письма-рекомендации в ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Сургутнефтегаз» об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;

начиная с 21.05.2018 на СПбМТСБ не регистрируется заявки при отклонении цены этой заявки, подаваемой Участником торгов, от текущей рыночной цены в ходе торговой сессии более чем на 1% в сторону увеличения.

готовятся письма в крупные нефтяные кампании об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом.

направлено письмо в Минфин России с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо  и ввести гибкую шкалу акциза.