Смоленское УФАС предупреждает - заключение запрещенного антимонопольным законодательством соглашения может привести к многомиллионным штрафам

Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области продолжает проводить мониторинги и проверки государственных и муниципальных закупок, осуществляемых в рамках нацпроектов, как по обращениям (жалобам), так и инициативно.

В результате очередного мониторинга муниципальных закупок Смоленским УФАС России выявлен факт заключения  муниципальным заказчиком - МКУ «Строитель» без проведения конкурентных процедур муниципального контракта с единственным подрядчиком по пункту 3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (выполнение работ по мобилизационной подготовке) по ремонту улицы Смольянинова в Промышленном районе города Смоленска  от 29.11.2019 с ООО «Корпорация СтройИндустрия», цена контракта составила более 26 млн. рублей.

На основании обращения Смоленского УФАС России в прокуратуру Смоленской области прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проведена проверка соблюдения МКУ «Строитель» действующего законодательства при заключении и использовании вышеуказанного контракта, в рамках которой установлен факт фактического выполнения работ до заключения контракта.

Указанное послужило основанием для возбуждения Смоленским УФАС России антимонопольного дела по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, которым установлен запрет на заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Действия МКУ «Строитель» и ООО «Корпорация СтройИндустрия» по выполнению работ до заключения контракта и по дальнейшему заключению контракта с нарушением положений Закона о контрактной системе, с целью легализации выполненных работ и обеспечения их оплаты, противоречат пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку является ограничивающим конкуренцию соглашением, которое приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупки для муниципальных нужд, созданию отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Корпорация СтройИндустрия» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по контракту по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такую закупку, ввиду того, что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных контрактом.

Рассмотрение дела назначено на 07.04.2020.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заключение ограничивающих конкуренции соглашений.

На юридическое лицо может быть наложен оборотный штраф, должностное лицо может быть дисквалифицировано сроком до трех лет.

 

Смоленское УФАС России считает необходимым обратить внимание как государственных/ муниципальных заказчиков, так и, прежде всего хозяйствующих субъектов, на следующее.

В Управление поступает информация о достаточно большом количестве случаев заключения аналогичных соглашений, когда под видом необходимости выполнения работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, в отсутствие на это законных оснований, контракты на разные виды работ, прежде всего, строительные, в том числе, в дорожной сфере, заключаются с единственным подрядчиком.

Заключение таких контрактов с единственным подрядчиком в отсутствие для этого законных оснований содержит признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, и, как следствие, в результате заключения антиконкурентного соглашения виновные лица будут привлечены к административной ответственности.

И если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для заказчика предусмотрена административная ответственность только должностного лица, на которое может быть наложен административный штраф в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или в отношении него может быть применена дисквалификацию на срок до трех лет, то хозяйствующий субъект – участник соглашения, привлекается к ответственности, в том числе, как юридическое лицо, и штраф в отношении такого лица гораздо более значительный – до половины цены заключенного контракта, то есть, потенциально, десятки миллионов рублей.

Выгода от заключения такого соглашения в такой ситуации для хозяйствующего субъекта весьма сомнительна.

 

 

Смоленское УФАС России продолжит контроль за данными закупками, а также взаимодействие с другими контрольными органами для обеспечения эффективной реализации национальных проектов на территории Смоленской области.

 

 

 

Пресс-служба, (4812) 38-62-22