На заседании Общественного совета при Смоленском УФАС России обсудили вопросы антимонопольного комплаенса

Состоявшееся 31 мая  2022 года    очередное заседание Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области  было посвящено вопросам организации и результатам внедрения антимонопольного комплаенса  органами  власти  региона, а также рассматривался вопрос о  мерах принимаемых ФАС России по обеспечению устойчивости на социально значимых товарных рынках.

Одним из ключевых показателей реализации Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»  является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

          Инструментом для достижения этого показателя стал новый институт – Антимонопольный комплаенс.

          Антимонопольный комплаенс  - совокупность  правовых и организационных мер, предусмотренных правовым актом (актами) органа власти, направленных на соблюдение ими требований антимонопольного законодательства  и предупреждение его нарушения.

         В соответствии с  Указом  Президента РФ о государственной политики по развитию конкуренции федеральные и региональные органы власти должны  внедрить антимонопольный комплаенс в свою деятельность.

        Система антимонопольного комплаенса на уровне субъекта Российской Федерации охватывает всю систему органов исполнительной власти региона.

         В соответствии с Распоряжением Губернатора Смоленской области от 06.02.2019 № 107-р «О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Смоленской области»  все органы исполнительной власти Смоленской области внедрили антимонопольный комплаенс  в свою деятельность.

        Заместитель руководителя Смоленского УФАС России  Наталья Мишенькина сообщила, что в отношении органов исполнительной власти Смоленской области дела о нарушении антимонопольного законодательства в 2021 году не возбуждались.

В 2021 году ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса в органах  исполнительной власти Смоленской области достигнуты.

           Регламентированных сроков по внедрению антимонопольного комплаенса в органах местного самоуправления не установлено, однако в Смоленской области на муниципальном уровне приняты нормативные правовые акты о внедрении системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства    практически всеми органами местного самоуправления

           

            Согласно Положению об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), утвержденного Приказом ФАС России от 22.03.2022 № 236/22 в Смоленском УФАС России назначено уполномоченное должностное лицо.

           Все сотрудники Смоленского УФАС России ознакомлены с Положением об организации в ФАС России системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).

          В Смоленском УФАС России нарушения антимонопольного законодательства в 2021 году отсутствуют. Таким образом, показатель эффективности по снижению комплаенс - рисков в Смоленском УФАС России  достигнут.

          С внедрением антимонопольного  комплаенса в деятельность органов исполнительной власти снижаются риски совершения сотрудниками нарушений антимонопольного законодательства при исполнении своих должностных обязанностей.

         Информация о внедрении системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства размещается в сети Интернет на официальных сайтах органов исполнительной власти региона.

        

           На заседании Общественного совета рассматривался вопрос о  мерах принимаемых ФАС России по обеспечению устойчивости на социально значимых товарных рынках.

         В ответ на вызовы, с которыми столкнулась российская экономика, на государственном уровне оперативно принят комплекс мер поддержки экономики, основной задачей которых является снижение напряженности на внутреннем рынке, недопущение товарного дефицита, поддержание бизнеса в нестабильных социально-экономических условиях, сохранение доходов и поддержание благосостояния населения.

        С начала августа 2021 года ФАС России совместно с территориальными органами еженедельно следит за наценками на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.

        За 2021 год было выявлено 30 торговых сетей, имеющих признаки доминирования в границах 131 муниципального образования, за которыми установлен регулярный контроль. По итогам проведенных проверок в отношении доминирующих торговых сетей было  возбуждено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

        Рынок строительных материалов  также   постоянно контролируется, уже есть ряд дел в отношении крупнейших производителей,  метеллотрейдеров.

          В 2021 году регионами пересмотрены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

        ФАС России ведет интенсивную законотворческую работу направленную на поддержание устойчивости на социально значимых товарных рынках.

         Руководитель ФАС России Максим Шаскольский подчеркивает, что в сложившихся условиях, важным является своевременное и полное информирование граждан и бизнеса о предпринимаемых ФАС России мерах, направленных на стабилизацию ситуации в экономике.