Мониторинг основных показателей рынков на отдельные товары

В связи с возникшими кризисными явлениями на финансовых рынках, Правительством Российской Федерации, при непосредственном участии федеральных органов исполнительной власти, принимаются необходимые комплексные меры, направленные на стабилизацию положения дел. Федеральная антимонопольная служба принимает самое непосредственное участие в реализации указанных мероприятий.
В этой связи используются в полном объеме все имеющиеся у антимонопольных органов полномочия. Особое внимание уделяется мерам по недопущению и пресечению злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением, злоупотреблению доминирующим положением при коллективном доминировании, выявлению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, а также других проявлений, направленных на дестабилизацию ситуации на товарных рынках Российской Федерации.
На этом фоне требуется обеспечить стабильность на товарных рынках, в особенности на агропродовольственных рынках, рынке реализации лекарственных средств и нефтепродуктов в Российской Федерации.
В целях предупреждения и предотвращения необоснованного роста цен и, при необходимости принятия эффективных мер антимонопольного реагирования, ФАС России обязал территориальные органы проводить на регулярной основе ежемесячный мониторинг рынков социально значимой группы продовольственных товаров: хлеб, молоко и подсолнечное масло. Мониторинг включает в себя контроль за ценами в динамике по всей взаимосвязанной цепочке производства продукта (например: зерно - мука - хлеб). Кроме того, в ходе мониторинга прослеживается изменение цены в процессе товародвижения произведенного товара (отпускная цена, оптовое и розничное звено).
ФАС России также обязал территориальные органы проводить ежеквартальный мониторинг розничных цен на лекарственные средства среди хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами муниципальных и городских округов долю более 35% и среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории стационарных лечебно-профилактических учреждений.
Смоленское УФАС России проводит мониторинг цен лекарственных средств (сто наименований) среди тринадцати хозяйствующих субъектов, включенных по розничной торговле фармацевтическими изделиями в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, и трех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории стационарных лечебно-профилактических учреждений. Постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2002 № 290 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» установлены предельные розничные надбавки на лекарственные средства.
В случае выявления по результатам проведенного мониторинга превышения предельных розничных надбавок на лекарственные средства над установленными органами исполнительной власти региона нормативными правовыми актами, антимонопольный орган возбуждает дела по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон «О Защите конкуренции»).
Территориальные органы ФАС России на постоянной основе с 2007 года осуществляют еженедельный мониторинг розничных и оптовых цен на нефтепродукты. В ходе проведения мониторинга прослеживаются установление и динамика цен на нефтепродукты в регионе: абсолютное и относительное изменение розничных и оптовых цен на нефтепродукты за отчетный период по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В 2009 году территориальные органы по поручению ФАС России осуществляют мониторинг средневзвешенных величин закупочных цен автомобильного топлива, средневзвешенных цен оптовой реализации с нефтебаз, объемов оптовой реализации и средневзвешенных транспортных расходов на доставку автомобильного топлива, на основании которых рассчитывается средневзвешенная стоимость транспортировки нефтепродуктов по региону и маржа. Динамика изменение цен на рынке нефтепродуктов является ценовым индикатором, позволяющим в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов в регионе.
При выявлении нарушений антимонопольного законодательства при проведении мониторинга цен на нефтепродукты и социально значимой группы продовольственных товаров, территориальные органы незамедлительно обязаны применить меры антимонопольного реагирования в целях прекращения действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, что является нарушением требований статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Административная ответственность за нарушение требований статьи 10 указанного закона, предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае выявления при проведении мониторинга согласованных действий (соглашений) между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар, антимонопольный орган возбуждает дела за нарушения требований статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Административная ответственность за нарушение требований статьи 11 указанного закона предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.