Представители ФАС России обсудили с научным сообществом новые аспекты антимонопольного регулирования

26 ноября 2015 года в рамках V Московской юридической недели на площадке юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась научно-практическая конференция, в которой приняли участие заместители руководителя ФАС России Сергей Пузыревский и Андрей Цыганов, начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев, помощник руководителя ФАС России Алексей Сушкевич.

В мероприятии также приняли участие члены Некоммерческих партнерства «Содействие развитию конкуренции», представители научного сообщества и Объединения корпоративных юристов, аспиранты и студенты вузов.

На секции «Конкурентное право», организованной кафедрой предпринимательского права МГУ и кафедрой конкурентного права МГЮА им О.Е. Кутафина обсуждались актуальные проблемы конкурентного права в новых экономических условиях.

В своем выступлении Сергей Пузыревский обозначил основные положения «четвертого антимонопольного пакета», указав, что с его вступлением в силу ряд важных положений конкурентного права изменятся.

Кроме того, он рассказал о планируемых изменениях в антимонопольном законодательстве. «В ближайшее время Государственная Дума рассмотрит во втором чтении так называемый «антикризисный» законопроект. ФАС России уже внесла определенные изменения в первоначальный вариант. В частности, в проект включена норма, которая предусматривает предварительное согласование с антимонопольным органом создание ГУПов и МУПов. По нашему мнению, на конкурентных рынках унитарных предприятий быть не должно», – сказал замруководителя ФАС России.

Также Сергей Пузыревский призвал научное сообщество сформировать позицию для дальнейшего обсуждения по следующим вопросам: распространение норм антимонопольного законодательства на объекты исключительных прав, обязанность закупки крупных компаний у малого бизнеса определенного объема товаров, работ и услуг, реформа законодательства о естественных монополиях.

«Антимонопольная служба всегда подчеркивала значимость мнения научного сообщества при разработке поправок. Активность ученых является неотъемлемой составляющей развития законодательства в нашей стране», – отметил Сергей Пузыревский.

Андрей Цыганов в свою очередь напомнил участникам конференции, что 22 марта 2016 года исполнится 25 лет со дня вступления в силу Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Также он рассказал об особенностях становления системы российского антимонопольного регулирования. «Конкурентное ведомство с момента его создания взяло неизменный курс на поддержку малого бизнеса, развитие новых отраслей и устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности, – сказал замруководителя ФАС России. – Поэтому уже в первой редакции Закона о конкуренции он распространялся не только на хозяйствующие субъекты, но и на органы власти, запрещая их акты, действия и соглашения, ограничивающие конкуренцию, и относя их к категории монополистической деятельности. Антимонопольный орган получил необходимые полномочия по предупреждению и пресечению подобных действий и привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Кроме того, с самого начала деятельности функции антимонопольного органа не сводились лишь к контролю и надзору за соблюдением закона, а предусматривали проведение активной проконкурентной политики.

Закон о конкуренции, продолжил Андрей Цыганов, обозначил главной миссией российского антимонопольного органа проведение государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, а в качестве одной из трех основных задач – «содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства».

По мнению замруководителя ФАС России, антимонопольное законодательство было передовым для своего времени (в конце 80-х годов всего около 20 стран мира имели адекватные правовые и институциональные механизмы защиты конкуренции). Происходящие в течение последних 25 лет в нем изменения свидетельствует о его актуальности. Они связаны как с изменениями внешних социально-экономических условий, так и с нарабатыванием колоссального опыта правоприменения.

«За 25 лет мы выросли и повзрослели, но смысл нашей деятельности остался прежним – правовыми методами бороться с несправедливостью, защищать слабую сторону в экономических отношениях, ориентироваться на интересы потребителей», – сказал Андрей Цыганов.

Еще одна особенность российского антитраста, по словам Андрея Цыганова, – это сеть территориальных органов. «Региональные антимонопольные управления до сих пор сохраняют «суверенитет» от местных администраций. Закон четко установил, что антимонопольный орган вправе возбуждать дела в отношении органов власти за действия и акты, которые могут ограничить конкуренцию на товарном рынке. Одновременно с этим территориальные органы самостоятельны в принятии решений по делам о нарушении Закона».

Говоря о соотношении антимонопольного законодательства и недобросовестной конкуренции, замруководителя ФАС отметил, что «во многих юрисдикциях недобросовестная конкуренция является нормой частного гражданского права. В России практика пошла иным путем: лицо было вправе выбрать разные способы защиты. Можно было либо обратиться в антимонопольный орган, либо самостоятельно защищать свои права в суде», – пояснил он.

В завершение Андрей Цыганов подчеркнул, что фундаментальные правовые основы антимонопольного регулирования не изменились с 1991 года, а те изменения, которые были приняты за прошедшие 25 лет, направлены на конкретизацию понятий, правил и процедур, распространение норм конкурентного права на новые категории экономических отношений, введение соразмерных общественному вреду санкций за нарушение Закона и создание благоприятных условий для бизнеса в части защиты своих прав.

http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_37296.html

Пресс-служба ФАС России