Решение по жалобе ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 24/13-ГЗ/Ж
Дата публикации: 25 января 2013, 14:25

 

            

РЕШЕНИЕ

по делу №24/13-ГЗ/Ж о нарушении

законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

22 января 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <…>

 в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере  размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 № 113, далее – Комиссия Смоленского УФАС России) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО «ДиМедика» (вх. №07/03 от 15.01.2013) на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая  поликлиника №1» и уполномоченного органа – Главного  управления государственного  заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года (извещение № 0163200000313000020),

УСТАНОВИЛА:

В жалобе ООО «ДиМедика» (далее – заявитель, Общество), озвученной членом Комиссии Смоленского УФАС России, указано на нарушение государственным заказчиком законодательства в сфере размещения заказов при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.

Техническое задание документации открытого аукциона в электронной форме содержит требование к содержанию вспомогательных веществ, а именно: поз.№1: натрия хлорид 1 мг, натрия метабисульфит 0,5мг, вода для иньекций.

Указание в техническом задании вспомогательных веществ не соответствует требованиям ст. 41.6. Закона о размещении заказов, так как не может быть отнесено «к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара».

Согласно Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,  лекарственный препарат - это действующее вещество в удобной для применения форме», вспомогательные вещества - это вещества, образующие лекарственную форму, они дают возможность действующему веществу проникать в организм, транспортироваться в организме и достигать рецепторов, с которыми и взаимодействует действующее лекарственное вещество. Содержание или отсутствие содержания вспомогательных веществ может находить отражение в показаниях, противопоказаниях или осложнениях, указанных в инструкции для применения препарата. Но при разработке лекарственного препарата вспомогательные вещества выбираются максимально неактивные и часто их состав является коммерческой тайной производителя и отражен только в нормативной документации, которая является документом для служебного пользования и не находится в открытом доступе. Таким образом, в технических требованиях могут содержаться требования к клиническим особенностям применения препаратов - тогда они будут соответствовать Закону о размещении заказов. Eсли наличие вспомогательных веществ влияет на фармакокинетику или фармакодинамику препарата, то это должно отражаться в показаниях, противопоказаниях, осложнениях, побочных эффектах.

Требование заказчика об отсутствии в содержании препарате динатрия эдетата, натрия гидроксида, хлористоводородной кислоты, глицина и других вспомогательных веществ не может быть отнесено к потребительским свойствам препарата. По мнению заявителя, заказчик должен указывать необходимые ему характеристики, а не их отсутствие.

Заявитель считает, что прямое указание на содержание вспомогательных веществ - это признак возможного сговора и лоббирование интересов определенных производителей, а именно фирмы Aventis pharma, Германия, что ограничивает количество участников размещения заказа. К поставке может быть предложен единственный препарат с торговым наименованием «Ультракаин ДС форте», на что указывает состав препарата, отсутствие вспомогательных веществ, продолжительность анестезии, коммерческие предложения о формировании начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком нарушены положения  ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, так как в документации установлены требования, влекущие ограничение количества участников размещения заказа.

Кроме того, заказчиком в аукционной документации указаны недостоверные характеристики в отношении  количественных показателей вспомогательных веществ в препарате «Ультракаин ДС форте», а также указан неверно его состав.

Общество в жалобе просит выдать государственному заказчику предписание об устранении указанных нарушений.

Представители уполномоченного органа, государственного заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

Указание в техническом задании на отсутствие вспомогательных веществ соответствует требованиям ст. 41.6 Закона о размещении заказов,  так как относится непосредственно к качеству товара, к его безопасности и функциональным характеристикам и обусловлено необходимостью избежания побочных эффектов и аллергических реакций у пациентов.

Продолжительность анестезии в техническом задании указана с целью заботы о здоровье и самочувствии пациентов, потому как некоторые операции занимают достаточно продолжительное время и делать обезболивающие уколы несколько раз в течение одной процедуры - это дополнительные физические и психологические травмы, материальные затраты для пациента, а также отвлечение врача от основных манипуляций.

При составлении технического задания заказчик не руководствовался
инструкцией на препарат «Ультракаин ДС форте», а указал те
условия, которые позволят получить местноанестезирующее средство, соответствующее его потребностям, и, прежде всего, требованиям пациентов.

 

На основании изложенного, представители ответчика просят отказать в удовлетворении жалобы ООО «ДиМедика».

В ходе рассмотрения жалобы  ООО «ДиМедика», и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

10.01.2013 извещение № 0163200000313000020 о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

Предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме, в соответствии с п. 3 Информационной карты аукциона,  является поставка средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года.                      

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 данного закона.

В ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать   требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов, под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и ее детализацию в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. При этом нормы Закона о размещении заказов не устанавливают для заказчика какие-либо ограничения в объеме изложения предмета закупки.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми  для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару. Действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

 

Заказчиком в Приложении №1 к Информационной карте аукциона установлены требования к необходимым лекарственным препаратам, с указанием их международных непатентованных наименований:

 

№ п/п

Наименование закупаемых товаров

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Артикаин с эпинефрином 1:100000

Лекарственная форма: раствор для инъекций.

В 1 мл раствора содержится:

Активные вещества: артикаина гидрохлорид – не менее 40 мг и эпинефрина гидрохлорид – не менее 0,012 мг (соответствует содержанию эпинефрина в растворе 1:100 000)

Вспомогательные вещества: метабисульфит натрия – 0,5 мг, натрия хлорид – 1 мг, вода для инъекций.

Не должно содержать: динатрия эдетат, натрия гидроксид, хлористоводородная кислота, глицин и другие вспомогательные вещества.

В 1 карпуле содержится не менее 1,7 мл раствора для инъекций.

Обязательно наличие отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на карпуле.

Продолжительность анестезии должна составлять не менее 75 мин.

Карп.

13000

2

Мепивакаин

Активное вещество: мепивакаина гидрохлорид – не менее 30,000 мг. Вспомогательные вещества: натрия хлорид, натрия гидроксид, вода для инъекций. В карпуле не менее 1,8 мл.

Карп.

200

 

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 данного закона.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Сформулированные заказчиком требования к лекарственным препаратам не содержат указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. 

Поскольку предметом торгов является поставка лекарственных препаратов, принять участие в аукционе может любое лицо, способное поставить товар с требуемыми заказчику характеристиками. Таким образом, указанные в аукционной документации  требования к товару не влекут ограничение участников размещения заказа. Кроме того, на участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 22.01.2012, было подано 4 заявки, которые допущены к участию в торгах.

Поскольку  указанные в аукционной документации требования к лекарственным препаратам, в том числе к отсутствию в их составе вспомогательных веществ не противоречат ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России признает доводы Общества, изложенные в жалобе, необоснованными.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа, нарушений в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии не установлено.

Изучив все материалы по жалобе, выслушав представителя заявителя, представителей ответчиков, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая  поликлиника №1» и уполномоченного органа – Главного  управления государственного  заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года (извещение № 0163200000313000020), необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной  или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10150 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10150 [type] => solution [language] => ru [created] => 1359542122 [changed] => 1370526978 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526978 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

            

РЕШЕНИЕ

по делу №24/13-ГЗ/Ж о нарушении

законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

22 января 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <…>

 в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере  размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 № 113, далее – Комиссия Смоленского УФАС России) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО «ДиМедика» (вх. №07/03 от 15.01.2013) на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая  поликлиника №1» и уполномоченного органа – Главного  управления государственного  заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года (извещение № 0163200000313000020),

УСТАНОВИЛА:

В жалобе ООО «ДиМедика» (далее – заявитель, Общество), озвученной членом Комиссии Смоленского УФАС России, указано на нарушение государственным заказчиком законодательства в сфере размещения заказов при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.

Техническое задание документации открытого аукциона в электронной форме содержит требование к содержанию вспомогательных веществ, а именно: поз.№1: натрия хлорид 1 мг, натрия метабисульфит 0,5мг, вода для иньекций.

Указание в техническом задании вспомогательных веществ не соответствует требованиям ст. 41.6. Закона о размещении заказов, так как не может быть отнесено «к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара».

Согласно Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,  лекарственный препарат - это действующее вещество в удобной для применения форме», вспомогательные вещества - это вещества, образующие лекарственную форму, они дают возможность действующему веществу проникать в организм, транспортироваться в организме и достигать рецепторов, с которыми и взаимодействует действующее лекарственное вещество. Содержание или отсутствие содержания вспомогательных веществ может находить отражение в показаниях, противопоказаниях или осложнениях, указанных в инструкции для применения препарата. Но при разработке лекарственного препарата вспомогательные вещества выбираются максимально неактивные и часто их состав является коммерческой тайной производителя и отражен только в нормативной документации, которая является документом для служебного пользования и не находится в открытом доступе. Таким образом, в технических требованиях могут содержаться требования к клиническим особенностям применения препаратов - тогда они будут соответствовать Закону о размещении заказов. Eсли наличие вспомогательных веществ влияет на фармакокинетику или фармакодинамику препарата, то это должно отражаться в показаниях, противопоказаниях, осложнениях, побочных эффектах.

Требование заказчика об отсутствии в содержании препарате динатрия эдетата, натрия гидроксида, хлористоводородной кислоты, глицина и других вспомогательных веществ не может быть отнесено к потребительским свойствам препарата. По мнению заявителя, заказчик должен указывать необходимые ему характеристики, а не их отсутствие.

Заявитель считает, что прямое указание на содержание вспомогательных веществ - это признак возможного сговора и лоббирование интересов определенных производителей, а именно фирмы Aventis pharma, Германия, что ограничивает количество участников размещения заказа. К поставке может быть предложен единственный препарат с торговым наименованием «Ультракаин ДС форте», на что указывает состав препарата, отсутствие вспомогательных веществ, продолжительность анестезии, коммерческие предложения о формировании начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком нарушены положения  ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, так как в документации установлены требования, влекущие ограничение количества участников размещения заказа.

Кроме того, заказчиком в аукционной документации указаны недостоверные характеристики в отношении  количественных показателей вспомогательных веществ в препарате «Ультракаин ДС форте», а также указан неверно его состав.

Общество в жалобе просит выдать государственному заказчику предписание об устранении указанных нарушений.

Представители уполномоченного органа, государственного заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

Указание в техническом задании на отсутствие вспомогательных веществ соответствует требованиям ст. 41.6 Закона о размещении заказов,  так как относится непосредственно к качеству товара, к его безопасности и функциональным характеристикам и обусловлено необходимостью избежания побочных эффектов и аллергических реакций у пациентов.

Продолжительность анестезии в техническом задании указана с целью заботы о здоровье и самочувствии пациентов, потому как некоторые операции занимают достаточно продолжительное время и делать обезболивающие уколы несколько раз в течение одной процедуры - это дополнительные физические и психологические травмы, материальные затраты для пациента, а также отвлечение врача от основных манипуляций.

При составлении технического задания заказчик не руководствовался
инструкцией на препарат «Ультракаин ДС форте», а указал те
условия, которые позволят получить местноанестезирующее средство, соответствующее его потребностям, и, прежде всего, требованиям пациентов.

 

На основании изложенного, представители ответчика просят отказать в удовлетворении жалобы ООО «ДиМедика».

В ходе рассмотрения жалобы  ООО «ДиМедика», и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

10.01.2013 извещение № 0163200000313000020 о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

Предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме, в соответствии с п. 3 Информационной карты аукциона,  является поставка средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года.                      

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 данного закона.

В ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать   требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов, под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и ее детализацию в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. При этом нормы Закона о размещении заказов не устанавливают для заказчика какие-либо ограничения в объеме изложения предмета закупки.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми  для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару. Действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

 

Заказчиком в Приложении №1 к Информационной карте аукциона установлены требования к необходимым лекарственным препаратам, с указанием их международных непатентованных наименований:

 

№ п/п

Наименование закупаемых товаров

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Артикаин с эпинефрином 1:100000

Лекарственная форма: раствор для инъекций.

В 1 мл раствора содержится:

Активные вещества: артикаина гидрохлорид – не менее 40 мг и эпинефрина гидрохлорид – не менее 0,012 мг (соответствует содержанию эпинефрина в растворе 1:100 000)

Вспомогательные вещества: метабисульфит натрия – 0,5 мг, натрия хлорид – 1 мг, вода для инъекций.

Не должно содержать: динатрия эдетат, натрия гидроксид, хлористоводородная кислота, глицин и другие вспомогательные вещества.

В 1 карпуле содержится не менее 1,7 мл раствора для инъекций.

Обязательно наличие отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на карпуле.

Продолжительность анестезии должна составлять не менее 75 мин.

Карп.

13000

2

Мепивакаин

Активное вещество: мепивакаина гидрохлорид – не менее 30,000 мг. Вспомогательные вещества: натрия хлорид, натрия гидроксид, вода для инъекций. В карпуле не менее 1,8 мл.

Карп.

200

 

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 данного закона.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Сформулированные заказчиком требования к лекарственным препаратам не содержат указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. 

Поскольку предметом торгов является поставка лекарственных препаратов, принять участие в аукционе может любое лицо, способное поставить товар с требуемыми заказчику характеристиками. Таким образом, указанные в аукционной документации  требования к товару не влекут ограничение участников размещения заказа. Кроме того, на участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 22.01.2012, было подано 4 заявки, которые допущены к участию в торгах.

Поскольку  указанные в аукционной документации требования к лекарственным препаратам, в том числе к отсутствию в их составе вспомогательных веществ не противоречат ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России признает доводы Общества, изложенные в жалобе, необоснованными.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа, нарушений в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии не установлено.

Изучив все материалы по жалобе, выслушав представителя заявителя, представителей ответчиков, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая  поликлиника №1» и уполномоченного органа – Главного  управления государственного  заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года (извещение № 0163200000313000020), необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной  или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

            

РЕШЕНИЕ

по делу №24/13-ГЗ/Ж о нарушении

законодательства Российской Федерации о размещении заказов

 

22 января 2013 г.                                                                                                     г. Смоленск

 

Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <…>

 в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере  размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 № 113, далее – Комиссия Смоленского УФАС России) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО «ДиМедика» (вх. №07/03 от 15.01.2013) на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая  поликлиника №1» и уполномоченного органа – Главного  управления государственного  заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года (извещение № 0163200000313000020),

УСТАНОВИЛА:

В жалобе ООО «ДиМедика» (далее – заявитель, Общество), озвученной членом Комиссии Смоленского УФАС России, указано на нарушение государственным заказчиком законодательства в сфере размещения заказов при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.

Техническое задание документации открытого аукциона в электронной форме содержит требование к содержанию вспомогательных веществ, а именно: поз.№1: натрия хлорид 1 мг, натрия метабисульфит 0,5мг, вода для иньекций.

Указание в техническом задании вспомогательных веществ не соответствует требованиям ст. 41.6. Закона о размещении заказов, так как не может быть отнесено «к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара».

Согласно Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»,  лекарственный препарат - это действующее вещество в удобной для применения форме», вспомогательные вещества - это вещества, образующие лекарственную форму, они дают возможность действующему веществу проникать в организм, транспортироваться в организме и достигать рецепторов, с которыми и взаимодействует действующее лекарственное вещество. Содержание или отсутствие содержания вспомогательных веществ может находить отражение в показаниях, противопоказаниях или осложнениях, указанных в инструкции для применения препарата. Но при разработке лекарственного препарата вспомогательные вещества выбираются максимально неактивные и часто их состав является коммерческой тайной производителя и отражен только в нормативной документации, которая является документом для служебного пользования и не находится в открытом доступе. Таким образом, в технических требованиях могут содержаться требования к клиническим особенностям применения препаратов - тогда они будут соответствовать Закону о размещении заказов. Eсли наличие вспомогательных веществ влияет на фармакокинетику или фармакодинамику препарата, то это должно отражаться в показаниях, противопоказаниях, осложнениях, побочных эффектах.

Требование заказчика об отсутствии в содержании препарате динатрия эдетата, натрия гидроксида, хлористоводородной кислоты, глицина и других вспомогательных веществ не может быть отнесено к потребительским свойствам препарата. По мнению заявителя, заказчик должен указывать необходимые ему характеристики, а не их отсутствие.

Заявитель считает, что прямое указание на содержание вспомогательных веществ - это признак возможного сговора и лоббирование интересов определенных производителей, а именно фирмы Aventis pharma, Германия, что ограничивает количество участников размещения заказа. К поставке может быть предложен единственный препарат с торговым наименованием «Ультракаин ДС форте», на что указывает состав препарата, отсутствие вспомогательных веществ, продолжительность анестезии, коммерческие предложения о формировании начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком нарушены положения  ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, так как в документации установлены требования, влекущие ограничение количества участников размещения заказа.

Кроме того, заказчиком в аукционной документации указаны недостоверные характеристики в отношении  количественных показателей вспомогательных веществ в препарате «Ультракаин ДС форте», а также указан неверно его состав.

Общество в жалобе просит выдать государственному заказчику предписание об устранении указанных нарушений.

Представители уполномоченного органа, государственного заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

Указание в техническом задании на отсутствие вспомогательных веществ соответствует требованиям ст. 41.6 Закона о размещении заказов,  так как относится непосредственно к качеству товара, к его безопасности и функциональным характеристикам и обусловлено необходимостью избежания побочных эффектов и аллергических реакций у пациентов.

Продолжительность анестезии в техническом задании указана с целью заботы о здоровье и самочувствии пациентов, потому как некоторые операции занимают достаточно продолжительное время и делать обезболивающие уколы несколько раз в течение одной процедуры - это дополнительные физические и психологические травмы, материальные затраты для пациента, а также отвлечение врача от основных манипуляций.

При составлении технического задания заказчик не руководствовался
инструкцией на препарат «Ультракаин ДС форте», а указал те
условия, которые позволят получить местноанестезирующее средство, соответствующее его потребностям, и, прежде всего, требованиям пациентов.

 

На основании изложенного, представители ответчика просят отказать в удовлетворении жалобы ООО «ДиМедика».

В ходе рассмотрения жалобы  ООО «ДиМедика», и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.

10.01.2013 извещение № 0163200000313000020 о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.

Предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме, в соответствии с п. 3 Информационной карты аукциона,  является поставка средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года.                      

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 данного закона.

В ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать   требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов, под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и ее детализацию в соответствии с потребностью в том или ином товаре, устанавливать конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. При этом нормы Закона о размещении заказов не устанавливают для заказчика какие-либо ограничения в объеме изложения предмета закупки.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми  для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару. Действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

 

Заказчиком в Приложении №1 к Информационной карте аукциона установлены требования к необходимым лекарственным препаратам, с указанием их международных непатентованных наименований:

 

№ п/п

Наименование закупаемых товаров

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

Артикаин с эпинефрином 1:100000

Лекарственная форма: раствор для инъекций.

В 1 мл раствора содержится:

Активные вещества: артикаина гидрохлорид – не менее 40 мг и эпинефрина гидрохлорид – не менее 0,012 мг (соответствует содержанию эпинефрина в растворе 1:100 000)

Вспомогательные вещества: метабисульфит натрия – 0,5 мг, натрия хлорид – 1 мг, вода для инъекций.

Не должно содержать: динатрия эдетат, натрия гидроксид, хлористоводородная кислота, глицин и другие вспомогательные вещества.

В 1 карпуле содержится не менее 1,7 мл раствора для инъекций.

Обязательно наличие отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на карпуле.

Продолжительность анестезии должна составлять не менее 75 мин.

Карп.

13000

2

Мепивакаин

Активное вещество: мепивакаина гидрохлорид – не менее 30,000 мг. Вспомогательные вещества: натрия хлорид, натрия гидроксид, вода для инъекций. В карпуле не менее 1,8 мл.

Карп.

200

 

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 данного закона.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Сформулированные заказчиком требования к лекарственным препаратам не содержат указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. 

Поскольку предметом торгов является поставка лекарственных препаратов, принять участие в аукционе может любое лицо, способное поставить товар с требуемыми заказчику характеристиками. Таким образом, указанные в аукционной документации  требования к товару не влекут ограничение участников размещения заказа. Кроме того, на участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 22.01.2012, было подано 4 заявки, которые допущены к участию в торгах.

Поскольку  указанные в аукционной документации требования к лекарственным препаратам, в том числе к отсутствию в их составе вспомогательных веществ не противоречат ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России признает доводы Общества, изложенные в жалобе, необоснованными.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа, нарушений в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии не установлено.

Изучив все материалы по жалобе, выслушав представителя заявителя, представителей ответчиков, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – ОГБУЗ «Стоматологическая  поликлиника №1» и уполномоченного органа – Главного  управления государственного  заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств местноанестезирующих для нужд ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» в первом полугодии 2013 года (извещение № 0163200000313000020), необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной  или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 24/13-ГЗ/Ж [format] => [safe_value] => 24/13-ГЗ/Ж ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-25 10:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-22 08:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1359542122 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Смоленское УФАС России )